Порядок рассмотрения обращений
Письменные и электронные обращения рассматриваются не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца.
Обращения о нарушении законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики рассматриваются в трехдневный срок со дня поступления обращения, а обращения, связанные с реализацией гражданами избирательного права, права на участие в референдуме, поступившие в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, члена Совета Республики, - в течение двух часов, но не позднее времени окончания голосования. Обращения, в которых содержатся сведения, требующие проверки, рассматриваются не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления.
Обращения о нарушении законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики подаются не позднее чем в десятидневный срок со дня выборов, референдума, голосования об отзыве, если иные сроки не установлены Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Обращения граждан и организаций рассматриваются комиссией коллегиально в случае, если по ним приняты решения нижестоящими избирательными комиссиями. По инициативе Председателя либо по требованию не менее одной трети ее членов на заседании ЦИК рассматриваются иные обращения граждан и организаций. Заявитель вправе присутствовать при рассмотрении его обращения.
Обращения, не требующие коллегиального рассмотрения, по поручению Председателя рассматриваются членами ЦИК, а также работниками ее аппарата.
На письменные обращения заявителям направляются письменные ответы. Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, а в случаях, когда заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ, даются письменные ответы (направляются письменные уведомления).
Устные обращения излагаются и рассматриваются в ходе личного приема. Ответы на них объявляются заявителям. Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции ЦИК, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается в письменной форме и рассматривается в порядке, установленном для письменных обращений.
Обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу, если:
- обращение изложено не на белорусском или русском языке;
- обращение не содержит наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
- обращение не содержит фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) либо инициалы, адреса места жительства (места пребывания), личную подпись (для гражданина);
- обращение не содержит полного наименования юридического лица и адреса его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения (для юридического лица);
- не изложена суть обращения;
- не приложены документы, подтверждающие полномочия представителей заявителя в случае подачи обращения представителем;
- текст обращения не поддается прочтению;
- обращение подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращение является обращениям работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- обращение содержит вопросы, не относящиеся к компетенции ЦИК;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
-
в обращении не содержится информация о результатах его предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов;
- обращение подано повторно и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
- с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу помимо вышеуказанных оснований, если:
- заявитель в ходе личного приема применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение;
- заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
- обращение содержит угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
Жалобы о нарушении законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики оставляются без рассмотрения по существу также в случаях нарушения порядка или сроков их подачи, установленных Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Заявитель в течение пяти рабочих дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению.
В случае, если поступающие обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению Председателя ЦИК могут размещаться на официальном сайте комиссии в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям. Последующие обращения аналогичного содержания не подлежат рассмотрению и ответы (уведомления) на них заявителям не направляются.