член Научно-экспертного совета при ЦИК,заведующий кафедрой политологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, доктор политических наук, кандидат философских наук, профессор
О «недемократичности» отечественного избирательного законодательства
Сразу надо подчеркнуть, что такие заявления далеко не новы, они всегда использовались и ранее. Их привлекательность опирается на метод противопоставления – у «них», и у «нас». Первое, естественно, означает, западный стандарт, второе – слепое копирование нами этого стандарта. Другого не дано! Сегодня альтернативщики, к примеру, акцентируют внимание на таких моментах, как невозможность голосования за пределами страны, или на запрете производить фото/видеосъемку в день выборов. Сразу, без комментария, категорический вывод: отсутствие демократических процессуальных процедур. Расчет в данном случае прост: вряд ли многие граждане, а уж тем более 15-25 процентов несогласных, знают соответствующие положения Избирательного кодекса Беларуси, что, как следствие, ведет к эмоционально-психологическому, а не рациональному восприятию ложного заявления, информационно-манипулятивного вброса, а тем самым, электорального фейка.
По факту, Избирательный кодекс и, соответственно, практика в стране свидетельствуют об обратном. Основная причина отказа от участков голосования за рубежом:
а) отсутствие необходимых мер безопасности на территории других государств;
б) сокращение численности работников дипломатических служб;
в) незначительный процент граждан, поживающих за границей, которые желают поучаствовать в выборах.
Им предоставляется возможность проголосовать дома, на Родине, если они примут решение об участии в выборах.
Относительно съемки в день выборов. Согласно статье 52 Избирательного кодекса запрещается осуществлять фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, что является логическим следствием соблюдения тайны голосования до официального подсчета голосов – главного действия в этой процедуре.
Однако, для «несогласных» не это главное. Подобными вбросами и фейками они сознательно стремятся внести раскол между организаторами избирательной кампании и гражданами, посеять сомнение в легальности и легитимности избирательного процесса и, в итоге, нарушить принципы электорального суверенитета Беларуси.