Главная  /  Экспертное сообщество
Статьи
07.04.2025

Константин Сазон

член Научно-экспертного совета при ЦИК, первый заместитель начальника Могилевского института МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

Совет Европейского Союза 27 марта 2025 года принял решение о включении Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь и семи членов Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь в список лиц и организаций, подпадающих под санкции Европейского Союза (далее – ЕС). Основанием для включения в указанный список послужило то, что «согласно многочисленным отчетам международных наблюдателей и международных организаций» президентские выборы 2025 года «не были ни свободными, ни справедливыми». В рассматриваемом решении Совет ЕС декларирует нарушение «основных законов и международных стандартов справедливости и прозрачности» при проведении выборов. Отметим, что проблема определения стандартов и их применимости к национальным электоральным кампаниям не является новой для избирательной практики в различных странах мира.


При рассмотрении вопроса о международных избирательных стандартах принято обращаться к положениям универсальных и региональных международно-правовых актов, закрепляющих основополагающие права и свободы человека и гражданина. 
В рассматриваемом контексте важно отметить положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 21) и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 25), закрепляющие в качестве международных стандартов: право граждан принимать участие в управлении делами общества и государства непосредственно или через посредство свободно избранных представителей; право избирать и быть избранным на подлинных периодических выборах на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; право равного доступа к государственной службе. Содержание указанных положений разъясняется в Замечаниях общего порядка № 25 Комитета ООН по правам человека 1996 г.


На региональном уровне важное значение придается Протоколу № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 г. Статья 3 «Право на свободные выборы» названного протокола устанавливает обязанность Высоких Договаривающихся Сторон проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти.


В свою очередь Свод рекомендуемых норм при проведении выборов, который был принят Европейской комиссией за демократию через право (Венецианская комиссия) на 52-й сессии 18 – 19 октября 2002 г., содержит положение о том, что «в основе избирательного наследия Европы лежат следующие пять принципов: всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое избирательное право. Кроме того, выборы должны проводиться регулярно».


В рамках оценки демократичности выборов особое внимание уделяется содержанию Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. Как отмечается в одном из отчетов Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – БДИПЧ ОБСЕ), «не являясь инструментом, непосредственно относящимся к выборам, Копенгагенский Документ предусматривает широкий спектр обязательств для государств – участников ОБСЕ по проведению подлинно демократических выборов в контексте уважения прав человека». Каталог избирательных стандартов согласно этому Документу включает в себя: свободные периодические выборы; состязательность кандидатов в избирательном процессе; всеобщее и равное избирательное право; свободное и тайное голосование, честный подсчет голосов и гласность результатов выборов; свобода политической ассоциации и конкуренции в условиях равенства участников избирательного процесса перед законом и органами власти; свобода выражения политических мнений и убеждений; равный доступ к средствам массовой информации; соблюдение установленного законом порядка вступления в должность избранных кандидатов и осуществления ими своих полномочий; присутствие национальных и иностранных (международных) наблюдателей.


При этом БДИПЧ ОБСЕ неоднократно указывалось на отсутствие исчерпывающего документа, содержащего полный перечень существующих международных норм, обязательств и принципов проведения демократических выборов. По мнению БДИПЧ ОБСЕ, свой вклад в эту область внесла Парламентская Ассамблея Содружества Независимых Государств, приняв Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. (далее – Концепция СНГ).


В Конвенции СНГ стандартами демократических выборов признаются: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. В связи с этим важно подчеркнуть, что согласно заявлению миссии наблюдателей от СНГ «выборы Президента Республики Беларусь проведены в полном соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь, были свободными, прозрачными, конкурентными и соответствовали принципам проведения демократических выборов, обеспечили право граждан Республики Беларусь на свободное волеизъявление».


Обращение к содержанию указанных документов с учетом положений законодательства и практики проведения электоральной кампании по выборам Президента Республики Беларусь 26 января 2025 года позволяет сделать однозначный вывод о том, что компетентными государственными органами и должностными лицами, избирательными комиссиями всех уровней, другими участниками избирательного процесса были созданы надлежащие условия для:
проведения выборов с должной периодичностью и обязательностью;
реализации всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании;
свободного волеизъявления граждан, открытости и гласности избирательного процесса;
справедливости и подлинности результатов выборов.

Оценки состоявшихся 26 января 2025 года выборов Президента Республики Беларусь, содержащиеся в решении Совета ЕС от 25 марта текущего года, демонстрируют политическую предвзятость и шаблонность восприятия демократических процессов в Республике Беларусь, представляют собой открытое посягательство на электоральный суверенитет Беларуси, свидетельствуют о вмешательстве во внутренние дела государства и влекут за собой необоснованное ограничение прав и свобод наших граждан.