Статьи
член Научно-экспертного совета при ЦИК, первый заместитель начальника Могилевского института МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент
Гражданин Республики Беларусь по рождению. В Конституции от 15 марта 1994 г. такое требование к кандидатам в Президенты не закреплялось. Оно было установлено в соответствии с редакцией Конституции, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., и не было скорректировано решением республиканского референдума 27 февраля 2022 г. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Республики Беларусь, изложенной в решении от 19 июня 2001 г. № Р-121/2001, гражданином по рождению принято считать лицо, родившееся на территории данного государства (принцип «права почвы») и (или) родители (один из родителей) которого являются гражданами этого государства (принцип «права крови»). Конкретные условия применения и сочетания этих принципов определяются в Законе Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь». В зарубежной практике аналогичное требование к кандидатам в Президенты также получило свое конституционное закрепление. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Казахстан Президентом этой страны может быть избран только гражданин по рождению. Ст. 69 Конституции Туркменистана устанавливает, что Президентом Туркменистана может быть избран гражданин Туркменистана, родившийся в Туркменистане. Полагаем, что требование о наличии у кандидата в Президенты гражданства по рождению в условиях отечественной конституционной практики призвано подчеркнуть взаимосвязь происхождения Президента с необходимостью сохранения социально-культурных ценностей и государственных традиций белорусского народа при реализации им своих конституционных функций. В научно-практическом комментарии Конституции Республики Беларусь (2024 г.) отмечается, что наличие у кандидата в Президента гражданства по рождению «воплощает связь данного гражданина с историей, традициями и судьбой своей страны».
Не моложе 40 лет. Решением республиканского референдума 27 февраля 2022 г. требование о минимальном возрасте кандидата в Президенты Республики Беларусь изменено с 35 до 40 лет. Достижение 40-летнего возраста также является необходимым условием для выдвижения кандидатом в президенты, например, в Казахстане и Туркменистане. Как отмечают ученые, это условие направлено на избрание на данную должность лица, обладающего необходимым опытом, устоявшейся жизненной позицией по общественно значимым вопросам. Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин по рождению не моложе 40 лет. В соответствии со ст. 131 Избирательного кодекса Республики Беларусь в случае, если какое-либо действие должно (может) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие должно (может) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события. Согласно ч. 2 ст. 82 Конституции Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Избрание Президента Республики Беларусь как действие, которое может быть осуществлено в день наступления события (голосование), но не ранее времени его наступления (Президент не может быть избран по итогам только досрочного голосования) имеет конкретную календарную дату – день выборов. В связи с этим считаем возможным согласиться с высказываемой в науке точкой зрения о том, что достижение кандидатом в Президенты Республики Беларусь необходимого возраста допускается не до дня выборов, а в день голосования, т.е. в день голосования в день выборов.
Обладающий избирательным правом. В соответствии с ч. 2 ст. 64 Конституции Республики Беларусь не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В ч. 7 ст. 60 Избирательного кодекса Республики Беларусь устанавливается, что кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Следует подчеркнуть, что содержание «моральных» требований к кандидатам в Президенты в ходе корректировки избирательного законодательства, на наш взгляд, были усилены, поскольку исполнение обвинительного приговора, снятие или погашение судимости не приводит к возникновению права гражданина быть выдвинутым кандидатом на должность Президента Республики Беларусь. Сам факт наличия такого приговора исключает рассматриваемую конституционную возможность.
Постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Так называемый «ценз оседлости» для кандидата в Президенты Республики Беларусь решением республиканского референдума 27 февраля 2022 г. повышен с 10 до 20 лет. В решении от 15 июня 2001 г. № Р-120/2001 Конституционным Судом Республики Беларусь сформулирована правовая позиция, согласно которой при определении места постоянного проживания следует учитывать не только место фактического нахождения лица в тот или иной период времени (в Республике Беларусь либо за ее пределами), но и его намерение иметь данное место в качестве места своего постоянного проживания. Содержание этого понятия предопределяется целями выезда (выбытия) за пределы Республики Беларусь: является ли выезд временным либо это выбытие на постоянное место жительства в другое государство. В качестве временного выезда может рассматриваться выезд в служебную командировку, на учебу, отдых, для лечения и по другим уважительным причинам, свидетельствующим о временном пребывании за пределами Республики Беларусь и сохранении Республики Беларусь в качестве места постоянного проживания. 20 лет необходимо проживать постоянно непосредственно, т.е. прямо перед выборами. Например, такое требование устанавливается в отношении кандидатов в президенты в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане.
Не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества. Этим требованием ст. 80 Конституции Республики Беларусь дополнена в результате республиканского референдума 27 февраля 2022 г. Подобные требования к кандидатам в президенты имеют место и в зарубежной практике. Например, ст. 65 Конституции Республики Таджикистан устанавливает, что кандидатом на пост Президента Республики Таджикистан может быть выдвинуто лицо, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, ст. 100 Конституции Азербайджанской Республики закрепляет, что Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджанской Республики без двойного гражданства. По мнению белорусских ученых, тем самым ограничиваются возможности влияния иностранных государств на лицо, занимающее один из самых высоких постов в стране. Данное положение также имеет целью защиту суверенитета Республики Беларусь, важнейшим политико-правовым выражением которого является независимое от внешнего влияния осуществление Президентом – Главой государства своих функций.
Таким образом, обновление конституционных требований к кандидатам в Президенты отражает преемственность развития института президентства и направлено на обеспечение суверенитета, незыблемости народовластия, сохранение государственных традиций белорусского народа. Как отмечают ученые, конституционные требования к кандидатам в Президенты Республики Беларусь определяют его возможность «единолично выступать ассоциированным носителем функций народовластия и полномочий Главы государства».