председатель Научно-экспертного совета при ЦИК, заместитель директора НЦЗПИ - руководитель Института правовых исследований, кандидат юридических наук, доцент

Выборы Президента Республики Беларусь, которые состоялись 26 января 2025 г., традиционно стали одним из самых обсуждаемых вопросов в том числе среди западноевропейских СМИ. Наши выборы явились предметом анализа европейских исследовательских центров, объектом оценки международных межправительственных организаций, а также, к сожалению, очередным поводом для применения инструментов санкционного давления со стороны государств – членов ЕС, Великобритании против отдельных белорусских юридических и физических лиц, демонстрации недружественных отношений и агитации на применение дискриминационных мер в отношении Беларуси.
Еще до дня голосования Европарламент осудил предстоящие выборы, назвав их фиктивными и, более того, призвал ЕС, его участников и мировое сообщество в целом не признавать легитимность А. Лукашенко в случае его избрания Президентом Республики Беларусь[1]. Такая риторика поддерживалась и в крупнейших европейских[2] и британских СМИ[3] как до, так и после выборов, а также оправдывалась в исследованиях различных аналитических центров (Восточноевропейский стратегический форум (EESF)[4], Стокгольмский центр восточноевропейских исследований (SCEEUS)[5], Британский аналитический центр в области международных отношений (Chatham House)[6] и др.).
В результате правительства ЕС и Великобритании приняли новые пакеты санкций для Беларуси, куда, в частности, были включены санкции в отношении представителей ЦИК [7] [8].
Из анализа доступной информации о том, в чем именно обвиняется ЦИК и почему ЕС, Великобритания и другие страны Запада не признают результаты очередных выборов Президента Республики Беларусь[9], следует, что все обвинения основываются лишь на субъективной предвзятой оценке, и, более того, даже не могут быть четко сформулированы с указанием на конкретные факты нарушения международно-правовых обязательств Республики Беларусь.
На сегодняшний день в международном праве отсутствует единый международно-правовой акт, регламентирующий так называемые стандарты избирательного права. Нормы, которые так или иначе касаются вопросов избирательных прав, закреплены в ряде универсальных международных договоров по правам человека, например, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и иных.
Существуют также региональные стандарты в области проведения выборов, которые являются наиболее конкретизированными. Так, документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1990 года определяет, что к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, и равных и неотъемлемых прав всех людей относятся свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путем тайного голосования или равноценной процедуры свободного голосования в условиях, которые обеспечивают на практике свободное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей (п. 5.1). В свою очередь, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) 2002 года гласит, что выборы должны быть свободными (ст. 8), подлинными (ст. 9) и справедливыми (ст. 10).
Анализ подготовки и реализации каждого этапа прошедшей избирательной кампании по выборам Президента Республики Беларусь свидетельствует о полном их соответствии всем установленным демократическим стандартам. Из 6 903 994 избирателей участие в голосовании приняли 5 916 195 человек, что демонстрирует доступность, гласность, открытость, а также свободу участия в выборах. Подлинность выборов и, вместе с тем, реализуемость права быть избранным подтверждаются наличием пяти кандидатов в Президенты, каждый из которых собрал не менее 100 тыс. подписей избирателей для участия в выборах в таком статусе [10] (ст. 60 Избирательного кодекса).
О прозрачности выборов говорит число аккредитованных ЦИК наблюдателей – 486 человек, среди которых представители от СНГ, ШОС, ОДКБ, Панафриканского парламента [11] и др.; журналистов – 812 человек, 331 из которых представляли зарубежные СМИ [12].
Несмотря на политическую напряженность в отношениях со странами Запада для наблюдения за выборами были приглашены и БДИПЧ ОБСЕ (Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека) [13], которые, однако, сославшись на то, про приглашение было направлено поздно (за 10 дней до основного дня голосования), не приехали для наблюдения, заявив при этом, что «Республика останется без независимой оценки» [14].
В противовес субъективной позиции Западных стран о фиктивности и нарушении международных демократических стандартов проведения выборов в Республике Беларусь, наблюдатели, представлявшие различные международные организации, непосредственно засвидетельствовали отсутствие серьезных недостатков в организации и проведении демократических выборов, соответствие их правового регулирования международным стандартам, эффективность и правомерность работы по обеспечению электорального суверенитета в период избирательной кампании.
Выборы Президента Республики Беларусь были признаны демократическими, конкурентными, транспарентными, подлинными, гласными, свободными и справедливыми (см., например, Заключение группы международных наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи государств − участников СНГ на выборах Президента Республики Беларусь 26 января 2025 г. [15]; информацию о результатах работы Миссии наблюдателей от ШОС [16]; Заключение группы международного наблюдения от Парламентской Ассамблеи ОДКБ за выборами Президента Республики Беларусь [17]; заявление председателя Национального совета провинций парламента Южно-Африканской Республики, член Панафриканского парламента [18]).
Большое число личных поздравлений с победой в выборах А. Лукашенко принял от глав государств и правительств Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Китайской Народной Республики, России, Пакистана, Кыргызстана, Вьетнама, Никарагуа, Сербии, Мьянмы, Боснии и Герцеговины, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции, Бахрейна, Алжира, Монголии, Шри-Ланки, Нигерии, Саудовской Аравии, Катара, Грузии и др. [19]
Фактически все заявления ЕС и его структур, касающиеся осуждения и непризнания результатов выборов Президента Беларуси, основываются на ничем не подтвержденных данных о том, что выборы были непрозрачными и сфальсифицированными, не соответствующими минимальным стандартам проведения выборов, подрывающими демократию. При этом вызывает некоторые вопросы то, насколько в самом Евросоюзе соблюдаются те нормы и стандарты, в нарушении которых бездоказательно обвиняют наше государство.
Показательными в данном контексте являются президентские выборы в Румынии в 2024 году, где в первом туре голосования лидировал кандидат, выступающий за взаимодействие с Россией и необходимость прекращения оказания военной и иной помощи Украине.[20] Под предлогом нарушений, совершенных в ходе предвыборной кампании, Конституционный суд Румынии аннулировал итоги голосования. Российские эксперты отмечают, что второй тур выборов отменили из-за страха европейских представителей перед тем, что у избранного Президента США Дональда Трампа появится еще один сторонник в ЕС.[21]
Таким образом, те оценки, которые дает ЕС выборам в Беларуси (которые на момент таких заявлений еще даже не состоялись), не могут быть приняты во внимание не только потому, что они не соответствуют действительности и не подтверждены никакими фактами и доказательствами, но также в связи с тем, что государства сами являются инициаторами нарушений прав человека на собственной территории.
Политика стран Запада в отношении Беларуси касательно выборов Президента 2025 г., в частности, применение мер санкционного давления в отношении представителей ЦИК, выражение непризнания и повсеместная критика являются не только безосновательными, но также противоречат принципам справедливости, недискриминации и невмешательства во внутренние дела государства. Выражаемая странами Запада позиция, которая не основывается на достоверных фактах и не имеет юридического обоснования, в большей степени может быть расценена как подстрекательство к нарушению единства в белорусском обществе. Кроме того, специалисты в области международного права прекрасно понимают весь масштаб неправомерности введения санкций против физических лиц, включая нарушение принципа презумпции невиновности и перенесение стандарта доказывания с государства на физических лиц.
[1] https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20250116IPR26328/parliament-denounces-the-upcoming-sham-presidential-election-in-belarus 22-01-2025
[2] https://www.reuters.com/world/europe/west-cries-foul-over-belarus-election-lukashenko-eyes-seventh-term-2025-01-26/
[3] https://www.bbc.com/news/articles/cp9x0mjzl4mo?ysclid=m8wprhi4ia569709527 ; https://www.bbc.com/russian/articles/cjde2p4n8vno?ysclid=m8wpoy40d3524025318
[4] https://www.eesf.info/post/presidential-elections-2025-in-belarus-violations-committed-by-the-authorities
[5] https://sceeus.se/en/publications/the-farce-of-the-2025-belarusian-elections-power-repression-and-the-struggle-for-legitimacy/#pll_switcher
[6] https://www.chathamhouse.org/2025/01/belarus-presidential-elections-2025-public-opinion-perceptions
[7] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22985711?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://dzen.ru/news/by/instory/aac5cae0-1b01-5448-b987-dee5fc6351d6
[8] https://sputnik.by/20250117/mid-prokommentiroval-otkaz-bdipch-obse-priekhat-na-vybory-v-belarus-1092781861.html?ysclid=m8shqslimt35008195
[9] https://www.gov.uk/government/news/belarus-presidential-election-joint-statement-january-2025
[10] https://belta.by/society/view/karpenko-vybory-prezidenta-zavershili-bolshoj-tsikl-politicheskoj-modernizatsii-v-strane-694704-2025/
[11] https://belta.by/society/view/tsik-na-vyborah-prezidenta-belarusi-akkreditovano-486-mezhdunarodnyh-nabljudatelej-691273-2025/?ysclid=m8shl7992n68151873
[12] https://ont.by/news/krupnejshie-mirovye-media-osveshayut-vybory-prezidenta-belarusi?ysclid=m8wplrx7v924871676
[13] https://sputnik.by/20250117/belarus-priglasila-nablyudateley-bdipch-obse-na-prezidentskie-vybory--1092753843.html
[14] https://sputnik.by/20250109/bdipch-sozhaleet-chto-ne-priedet-nablyudat-za-vyborami-v-belarusi-1092545765.html
[15] https://iacis.ru/baza_dokumentov/nablyudenie_za_viborami_mimrd_mpa_sng
[16] https://rus.sectsco.org/20250127/1658874.html?ysclid=m8wnynx1ni384287541
[17] https://paodkb.org/documents/zaklyuchenie-gruppy-mezhdunarodnogo-nablyudeniya-ot-parlamentskoy-assamblei-db02dc44-b292-4711-809a-81c064cfaf8b
[18] https://belta.by/society/view/parlamentarij-juar-vybory-v-belarusi-byli-absoljutno-transparentnymi-i-demokratichnymi-692045-2025/?ysclid=m8wp6nrxin92370089
[19] https://president.gov.by/ru/events/category/pozdravleniya?offset=48
[20] Who is Calin Georgescu, the man at the centre of Romania's cancelled election? https://www.reuters.com/world/europe/calin-georgescu-far-right-outsider-who-could-be-romanias-new-president-2024-11-25/
[21] Политолог объяснила аннуляцию первого тура выборов в Румынии страхом перед Трампом: https://russian.rt.com/world/news/1407248-politolog-annulyaciya-vybory-rumyniya