Статьи
председатель Научно-экспертного совета при ЦИК, заместитель директора НЦЗПИ - руководитель Института правовых исследований, кандидат юридических наук, доцент
Избирательная система и избирательный процесс в каждом государстве имеют свои особенности, обусловленные многими факторами. Международное наблюдение за выборами призвано оценить качество избирательного процесса с позиций его честности, справедливости и законности. В докладе, посвященном десятилетию международных наблюдений за выборами, которые осуществляли представители Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (далее – БДИПЧ, Бюро), отмечалось, что наблюдение за выборами является одним из наиболее прозрачных и методичных способов поддержки и развития демократии и прав человека. При этом справедливо подчеркивалось, что обеспечение выполнения этих принципов является, конечно же, задачей правительств, а не наблюдателей.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ (ст. 3). Принцип народовластия, как и принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации, признаны идеологическими императивами и составляют фундамент правовой системы Беларуси.
Республика Беларусь приобрела статус государства − члена ОБСЕ 30 января 1992 г. и с тех пор активно участвует в работе основных и вспомогательных органов Организации. В рамках ОБСЕ Беларусь поддерживает деятельность по борьбе с транснациональными вызовами и угрозами, торговлей людьми, последовательно выступает за повышение потенциала ОБСЕ в области урегулирования конфликтов и занимает активную позицию в деле обеспечения безопасности и сотрудничества. В период становления государственности и суверенитета Республика Беларусь неоднократно привлекала БДИПЧ для наблюдения за выборами главы государства, депутатов Палаты представителей, проведением других избирательных кампаний, по итогам чего публиковались отчеты, в которых отражалась комплексная оценка работы избирательной системы.
В соответствии со своим мандатом БДИПЧ оказывает помощь государствам участникам ОБСЕ в их деятельности, направленной на то, чтобы «обеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, действовать на основе законности, проводить в жизнь принципы демократии и… создавать, укреплять и защищать демократические институты, а также развивать принципы терпимого отношения в масштабах всего общества». Бюро наблюдает за проведением выборов с целью оценки, в какой степени электоральные процессы характеризуются уважением основных свобод, обеспечением равенства, универсальности, политического плюрализма, конфиденциальности, транспарентности и подотчетности. Основной миссией БДИПЧ является помощь государствам − участникам ОБСЕ в повышении эффективности их избирательных процессов для блага их граждан.
Однако на практике политическая конфронтация часто подрывает незыблемость принципов справедливости и недискриминации в работе ОБСЕ и БДИПЧ. Примерами недружественных действий со стороны некоторых государств – членов Организации, на которые не последовало адекватной реакции с её стороны, являются отказ во въезде главы МИД Российской Федерации в 2022 году в председательствующую в ОБСЕ Польшу для участия в министерской встрече Организации; запрет в 2023 г. беспосадочного транзитного перелета через воздушное пространство Болгарии представителя делегации МИД России для участия в министерской встрече ОБСЕ, бойкотирование Латвией, Литвой, Эстонией и Польшей участия в этой встрече в знак солидарности с Украиной на фоне продолжающихся на ее территории боевых действий.
В последние годы Организацией был предпринят ряд недружественных шагов в отношении Республики Беларусь. Так, в 2020 г. и 2023 г. в рамках ОБСЕ по причине «продолжающихся нарушений прав человека в связи с выборами 2020 г.» в отношении нашей страны был запущен «Московский механизм». По рекомендациям, отраженным в Докладе «о серьезной угрозе человеческому измерению ОБСЕ в Беларуси с 5 ноября 2020 года» 2023 г. Миссии ОБСЕ по установлению фактов в Беларуси, созданной для осуществления Московского механизма, продолжила развиваться «Международная платформа для Беларуси по привлечению виновных к ответственности». Всё это явно противоречит принципам невмешательства во внутренние дела нашего государства и нарушает его суверенные права.
Рекомендации по изменению законодательства Республики Беларусь, изложенные в Докладе ОБСЕ в связи с применением Московского механизма в отношении Республики Беларусь от 4 мая 2023 г., необъективны и не основаны на аргументированной критике законодательных актов Беларуси, принятых законным путем в полном соответствии с Конституцией и на основе позиции большинства. Многие из представленных в Докладе рекомендаций не имеют под собой правового фундамента и надлежаще мотивированных целей. Так, рекомендация о проведении крупномасштабной реформы действующего уголовного и административного законодательства Республики Беларусь по причине несоответствия действующего законодательства международным нормам и стандартам не упоминает конкретных и очевидных коллизий национального законодательства с международно-правовыми нормами. Многие вопросы правотворчества в Республике Беларусь, стабильно подвергающегося критике и отрицательной оценке со стороны ОБСЕ, относятся к внутренней компетенции государства. В таких условиях говорить о гарантии соблюдения принципа недискриминации и непредвзятости потенциальных наблюдателей ОБСЕ в предстоящих парламентских выборах Республики Беларусь вряд ли возможно.
В сложившихся обстоятельствах Республика Беларусь предпринимает меры по защите своего суверенитета и национальных интересов. Практика включения в процесс выборов наблюдателей ОБСЕ будет возобновлена тогда, когда можно будет без сомнений рассчитывать на неукоснительное выполнение Кодекса поведения наблюдателя БДИПЧ, где ключевыми принципами работы определены беспристрастность и невмешательство в избирательный процесс. Что касается самой ОБСЕ, то ей следовало бы отказаться от проводимой в последние годы политики двойных стандартов и вернуться к её исконным целям – обеспечению безопасности и сотрудничества в Европе на принципах, провозглашенных Хельсинским заключительным актом 1975 г.: невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве без какой-либо дискриминации, принципах суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету.