начальник управления внутренней политики Белорусского института стратегических исследований, член Научно-экспертного совета при Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь

Кандидат на пост президента – это не просто человек с амбициями. Почти в каждой стране есть свои требования, которые претендент должен выполнить, чтобы попасть в бюллетень для голосования. Именно эти требования называют избирательными цензами и позволяют отсеять тех, кто не подходит для высшей государственной должности.
Какие же условия предъявляют разные страны к будущим президентам и почему эти ограничения вообще существуют?
Самый популярный – возрастной ценз. Логика, бесспорно, проста: чтобы стать лидером, нужно быть достаточно зрелым. Так, в Беларуси кандидату в президенты должно быть минимум 40 лет, а в России, Узбекистане, Индии, США, Бразилии и других странах – 35 лет. Во Франции достаточно достичь 18-летнего возраста – кажется, что там верят в юную энергию.
В Китае, например, возрастной ценз для участия в выборах на высшие государственные должности, включая пост председателя КНР (аналог президента), формально не прописан в Конституции или законодательстве. Однако на практике выбор председателя КНР происходит через строго регламентированную систему внутри Коммунистической партии Китая. В этой системе возрастные ограничения скорее связаны с неформальными партийными правилами: члены Постоянного комитета Политбюро КПК, из которых обычно выбирается председатель, как правило, находятся в возрасте от 50 до 70 лет.
Самый высокий возрастной ценз для кандидатов в президенты установлен в Италии – 50 лет, чем и выделяется на фоне большинства стран, где допустимый возраст для кандидатов составляет от 35 до 40 лет.
Таким образом, возрастные границы сильно зависят от истории и культуры. В странах с молодым населением ценз может быть ниже, тогда как в более консервативных государствах возрастной порог выше.
Гражданство: свой или чужой? Почти все страны требуют, чтобы будущий президент был их гражданином. В Республике Беларусь кандидату нужно постоянно проживать не менее 20 лет перед выборами и никогда прежде не иметь гражданства иностранного государства или документа, предоставляющего права и льготы в иностранном государстве. В России, помимо гражданства нужно прожить в стране не менее 25 лет, в Узбекистане – не менее 10 лет, а в Казахстане – 15. В некоторых странах, например, в Германии, дополнительных условий нет: достаточно быть гражданином. В Индии нет дополнительного требования к сроку проживания или гражданству по рождению, однако наличие гражданства указывает на то, что президент должен быть человеком, который знает и любит свою страну, а не временным «гостем».
Требование к уровню образования встречается нечасто, но иногда играет важную роль. В Индонезии, например, без высшего образования кандидатом на выборы не попасть. В Либерии президент должен доказать свою компетентность через определенный образовательный уровень. А вот в Беларуси, как и в России, законодательных требований к уровню образования кандидатов в президенты нет. Это значит, что для участия в выборах не требуется обязательного наличия высшего или какого-либо другого уровня образования.
Некоторые страны требуют, чтобы кандидат был проверенным профессионалом. В Иране, к примеру, каждый претендент проходит строгую проверку Совета стражей Конституции. В Китае негласным правилом является принадлежность к руководству Коммунистической партии. Звучит логично: президент – это не стажировка, а самая ответственная работа.
В некоторых странах участие в качестве кандидата требует денежного залога. В Индии залог вернут только в случае, если кандидат наберет определенный процент голосов. В Великобритании такой механизм действует на выборах в парламент, но похожая система есть и в президентских гонках некоторых других стран.
Чистая репутация президента – еще одно условие. В Беларуси и России судимость автоматически лишает кандидата права на выдвижение. Большинство стран (Узбекистан, Казахстан, Индия, Франция и др.) ограничивают участие в выборах лиц с непогашенной судимостью, особенно за тяжкие преступления. Это требование направлено на обеспечение моральной и правовой ответственности главы государства. Однако в некоторых странах, таких, как США, формальных ограничений нет, что делает данный вопрос больше политическим, чем правовым.
Избирательные цензы – это способ найти баланс между доступностью выборов и ответственностью за страну.
Ведь главный вопрос остается: кто же достоин управлять государством? Ведь именно народ вправе сам сделать выбор, кто достоин стать президентом его страны!!!