начальник Центра по работе с населением и избирательному процессу Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
член Научно-экспертного совета при Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь

Существует распространенный стереотип о том, что молодежь аполитична и отстранена от формальной политики, а мнение о растущем отторжении молодым поколением института выборов доминирует в научном сообществе.
Однако при более глубоком изучении данного вопроса мы приходим к выводу, что молодежь активно включается в политические действия, при этом гражданская активность молодых людей зачастую направлена на альтернативные формы политического участия, такие как подписание онлайн–петиций, участие в демонстрациях, бойкотах и иных протестных выступлениях.
К примеру, на выборах в США в последнее десятилетие явка молодежи составляет порядка 30–35%, Великобритании около 55%, Франции – 35%, Румынии и Болгарии – от 20 до 30%.
При этом молодежь все больше радикализируется и активно выступает на различных антиправительственных акциях, к примеру движение «желтых жилетов» во Франции, BLM (против расового неравенства) в США, где молодые люди очень часто составляет половину и более от всех протестующих. Еще один пример – студенческие забастовки, проходящие сейчас в Сербии, о которых совсем недавно рассказывал международный наблюдатель из Сербии, профессор Мирослав Младенович.
То есть в ряде государств мы наблюдаем не снижение политической активности, а лишь изменение ее форм.
Вместе с тем очевидно, что в современных условиях, когда стабильность уже стала роскошью, а технологии внешнего вмешательства постоянно совершенствуются, потребность в формирования информационного иммунитета выходит в ряд ключевых задач.
В связи с этим для обеспечения электоральной безопасности важен уровень политической культуры участников избирательного процесса и механизмы его повышения, что особенно актуальным представляется по отношению к наиболее уязвимой части общества – молодежи.
Заложенное в избирательном законодательстве новое полномочие Центральной избирательной комиссии по реализации информационно-просветительской функции в области избирательных прав и технологий послужило основой для выстраивания системной работы по вовлечению молодежи в избирательный процесс и созданию новых образовательных форм для повышения уровня политической грамотности.
Это, по сути, и стало определяющим фактором при организации последовательного участия молодежи как в едином дне голосования в 2024 году, так и в президентской избирательной кампании 2025 года. Причем молодые люди выступили не только объектом, но и субъектом этого процесса, активно включаясь в реализацию проектов в качестве авторов идей, практических реализаторов и экспертов, а также непосредственных участников выборов.
К примеру, в период проведения указанных электоральных кампаний реализован целый ряд мероприятий в рамках Молодежного информационно-просветительского марафона «Выбирай.BY», стратегической целью которого является подготовка экспертов из числа студенческой молодежи для последующего их участия в качестве спикеров в формате «равный обучает равного».
По состоянию на 30 января 2025 года «пул» молодых спикеров объединяет порядка 30 человек, с их участием прошло более 200 встреч в различных молодежных коллективах по всей стране.
Для более выверенной и качественной работы Молодежным советом 5 декабря 2024 года в рамках празднования 35–летия ЦИК был проведен Открытый лекторий «Президент Республики Беларусь: права, обязанности, полномочия», материалы которого стали основой для последующей информационно–просветительской работы.
Популяризация игровых образовательных методик – еще одно направление информационно–просветительской работы. В этой связи особым интересом пользовалась «Настольная образовательная игра «Выбор.BY», разработанная в стенах Академии управления при поддержке Центральной избирательной комиссии.
В период с октября 2024 года по январь 2025 года в различных молодежных аудиториях проведено порядка 20 турниров по «Настольной образовательной игре «Выбор.BY».
Неслучайно, в день открытия Информационного центра, по инициативе Председателя Центризбиркома Игоря Васильевича Карпенко, 24 января 2025 года, медиаволонтерами Академии управления был проведен молодежный турнир по настольной игре «Выбор.BY» среди представителей республиканских СМИ.
Совместно с издательством «Адукацыя i выхаванне» проведена работа по доработке и подготовке к изданию тиражом 500 экземпляров «Настольной образовательной игры «Выбор.BY».
К слову, впервые на медиаплощадке Инфоцентра в период с 24 по 27 января 2025 года были задействованы медиаволонтеры из числа студентов факультета журналистики БГУ, МГЛУ и Академии управления (всего – порядка 210 человек).
Не менее интересной формой работы для молодежи являются дебаты. В ноябре – декабре 2024 года на базе Академии управления, Национального детского технопарка, иных учреждений образования была проведена серия дебатных игр, приуроченная к электоральной кампании 2025 года.
Выборы в Беларуси – это еще и возможность раскрыть творческий потенциал молодежи, предоставить площадки для молодежных инициатив.
К примеру, на протяжении 4–х дней, с 15 по 18 января 2025 года в ТЦ «Столица» для участников проекта «Беларусь выбирает» на площадке марафона «Выбирай.BY» прошла презентация новой молодежной инициативы – «2х2 / просто о сложном» – информационно-аналитического молодежного ток-шоу, в рамках которого обсуждаются актуальные вопросы общественно-политической жизни страны.
Наряду с этим, в 2024 году реализован информационно-образовательный проект «Академия выборов» – это 9 (девять) тематических видеолекций, освещающих различные аспекты избирательного процесса, в том числе и функционирование института президентства в Республике Беларусь.
В качестве спикеров выступила студенческая молодежь. Видеоматериалы размещены на YouTube канале клуба «ВЫБОР» и доступны к просмотру.
В продолжение информационной тематики следует отметить, что создан и постоянно обновляется телеграмм–канал Молодежного совета «Твой выбор». За период с ноября 2024 года по январь 2025 года суммарный охват посещений составил более 357,7 тыс. просмотров, а также порядка 300 репостов опубликованных материалов.
В числе организаторов указанных проектов выступили Молодежный совет при Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, БРСМ, БКМО, Молодежный парламент, Молодежный избирательный клуб «Выбор» при Центре по работе с населением и избирательному процессу и другие молодежные объединения.
Обращу внимание еще на одно обстоятельство.
Успешность любой избирательной кампании обусловлена не только результатами голосования, но и оценками экспертного сообщества, наблюдателей, а также рядовых избирателей.
И здесь практически единодушно был отмечен высокий уровень политического участия молодежи на всех этапах проведения кампании по выборам Президента Республики Беларусь. Уместно подчеркнуть, что:
в составах территориальных и участковых комиссий по выборам работало 3412 молодых граждан, в качестве национальных наблюдателей было аккредитовано порядка 6 тысяч человек;
более 10 тысяч волонтеров БРСМ движения «Доброе сердце» помогали на избирательных участках;
около 1,5 тысяч членов МООП оказывали содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;
1 тысяча интервьюеров молодежной лаборатории Белорусского комитета молодежных организаций опрашивали избирателей в рамках проведения экзит–пула (опроса на выходе);
25 электоральных волонтеров сопровождали международных (иностранных) наблюдателей.
Ну и наконец более 95 % впервые голосующих молодых граждан проголосовали на избирательных участках.
Электоральная кампания по выборам Президента Республики Беларусь еще раз наглядно продемонстрировала, что вопросы политического участия вызывают у молодежи значительный интерес, а общественные объединения, тематические клубные формирования способствуют организации системной работы и расширению возможностей для реализации молодежных идей.
При этом необходимо отметить, что эффективность тех или иных инициатив молодежи в большинстве случаев определяется поддержкой органов государственной власти на всех уровнях, что мы и наблюдали во время президентской избирательной кампании.
В заключение несколько выводов и предложений.
В целях дальнейшего развития указанных подходов по вовлечению молодежи в избирательный процесс, повышению уровня политической культуры эффективным представляется использование на системной основе в учреждениях образования образовательных методик с использованием игровых компонентов по тематике избирательного права и избирательного процесса;
целесообразным представляется предметное выделение сферы молодежной политики, направленной на обеспечение электорального суверенитета применительно к молодым гражданам Республики Беларусь, вплоть до ее институализации в самостоятельное направление работы с молодежью, а также в качестве образовательной факультативной дисциплины в процессе обучения в учреждениях среднего образования.
Указанные меры могут составить основу для разработки системного стратегического документа, направленного на решение актуальных задач в сфере молодежной электоральной политики, повышение уровня правовой культуры молодежи, совершенствование форм и методов обучения и просвещения в сфере избирательного процесса.
Таким документом могла бы стать Концепция политического (электорального) участия молодёжи в Республике Беларусь.
В Беларуси государство доверяет молодежи и этот тренд должен быть продолжен для обеспечения не только высокого уровня социально–экономического развития, но и укрепления электоральной безопасности с прицелом на 2029, 2030 и последующие годы.