начальник Центра по работе с населением и избирательному процессу Академии управления при Президенте Республики Беларусь, член Научно-экспертного совета при Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь
Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь накануне начала досрочного голосования провела проверку готовности территориальных и участковых комиссий к проведению выборов. В первую очередь внимание было уделено обеспечению участковых комиссий всем необходимым для работы: наличию и видам ящиков для голосования, необходимого количества избирательных бюллетеней, созданию условий для участия в выборах всех категорий граждан, а также обеспечению безопасности при организации выборов.
Безопасность
Следует подчеркнуть, что вопросам безопасности практически во всех странах уделяется пристальное внимание. Для большинства государств мира обеспечение безопасности, особенно в период проведения выборов, – это приоритет. Законодательство зарубежных государств регулирует порядок нахождения представителей органов, обеспечивающих безопасность, в помещениях избирательных участков, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, включая террористические угрозы.
Во многих государствах преступления или нарушения, связанные с избирательным законодательством, рассматриваются как посягательства на основы конституционного строя страны. И, безусловно, обеспечить безопасность граждан и законность проведения выборов – ключевая задача для государственных органов.
В некоторых странах главным органом, организующим выборы, является Министерство внутренних дел. Примером могут служить Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, где именно МВД обеспечивает не просто безопасность граждан, а в целом организует национальные избирательные кампании.
В частности, Министерству внутренних дел Франции предоставлено право издавать собственные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в период избирательной кампании. В структуре Министерства создано специальное подразделение, которое занимается подготовкой и проведением избирательной кампании. В Италии МВД наделено полномочиями по отказу в регистрации политических партий для участия в выборах.
К обеспечению порядка на избирательных участках привлекают не только полицию, но и вооруженные силы. На президентских выборах во Франции безопасность обеспечивали около 50.000 полицейских и представителей спецслужб, а также порядка 7000 военнослужащих.
Аналогичная ситуация и в США, где на каждом избирательном участке дежурят полицейские, а в городах порядок поддерживает национальная гвардия.
Все эти меры реализуются в интересах защиты конституционного строя, национальной безопасности, а также безопасности каждого гражданина, что естественным образом соотносится с принципами демократических выборов, закрепленных в нескольких универсальных инструментах в области прав человека, в том числе во Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года, статья 3 которой утверждает право каждого человека на безопасность (личную неприкосновенность).
В Республике Беларусь используется модель обеспечения правопорядка, в соответствии с которой представители правоохранительных органов находятся непосредственно вблизи помещений для голосования.
Сотрудники органов внутренних дел и члены избирательных комиссий уже отработали вопросы слаженности действий при пресечении различных нарушений общественного порядка на участках для голосования и на прилегающих к ним территориях.
Кроме того, во время организации и проведения избирательной кампании сотрудниками органов внутренних дел в обязательном порядке проводится комплексное обследование на техническую укрепленность объектов выборов, в том числе мест работы избирательных комиссий и избирательных объединений, осуществляется тщательный осмотр помещений для голосования с целью возможного обнаружения взрывчатых устройств, взрывоопасных предметов, боеприпасов, ядовитых веществ.
Эти мероприятия нацелены на обеспечение безопасность каждого избирателя, чтобы ни один житель нашей страны не сомневался в том, что он сможет прийти на участок и спокойно проголосовать.
Шторки на кабинах и принцип тайны голосования
Наличие или отсутствие шторок в кабине для голосования – насколько это соотносится с принципом тайны голосования? Здесь можно сказать абсолютно уверенно, что сама процедура соблюдения тайны голосования с наличием шторки связана в меньшей степени.
Более того, в законодательствах практически всех государств наличие или отсутствие шторки никак не закреплено. Это, скорее, традиция, которая появилась в середине XIX века в некоторых европейских государствах при организации традиционного, в нашем понимании, процесса голосования с использованием бумажного бюллетеня.
Однако на сегодняшний день законодательство меняется, в том числе меняются и форматы голосования. И сегодня говорить о том, что шторка гарантирует тайну голосования не совсем корректно. Главная цель с точки зрения соблюдения конституционных прав и свобод граждан, а также реализации принципа тайного голосования – обеспечить условия для свободного волеизъявления избирателя.
При этом в настоящее время более 40 стран мира используют такой формат, как голосование по почте. Обычной почте, не электронной. И здесь определить один избиратель заполнял бюллетень или группа избирателей, практически невозможно. Кроме этого существует электронное, дистанционное голосование, где также вести речь о тайне голосования не совсем корректно. Есть еще голосование на дому. Кстати, эта норма присутствует в нашем законодательстве. В США, Великобритании, Китае возможно голосование по доверенности.
В продолжении необходимо отметить и тот факт, что на сегодняшний день многие государства отказываются не только от шторок, но и от кабин для голосования. Вместо этого на избирательных участках используются мобильные ширмы, которые очень удобно установить на стол и организовать процесс голосования в любом помещении. Так голосуют в США, Германии, Польше, Швеции, Канаде, Японии и других странах.
Не менее важный фактор в организации выборов – создание необходимых мер, направленных на профилактику рисков, связанных с распространением короновирусной и других инфекций, что стало особенно актуально в последние годы.
И еще один пример: есть страны, где шторка допускается, предположим, в Великобритании, Индии, но все бюллетени имеют свои уникальные номера, и эти номера проставляются при выдаче бюллетеней. То есть при необходимости члены комиссии могут установить, кто голосовал и за кого отдан голос. В этом случае наличие или отсутствие шторки никоим образом не влияет на реализацию принципа тайны голосования.
Очевидно, что реализация принципа тайного голосования обеспечивается организацией самого процесса, при котором ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей несут участковые избирательные комиссии. При этом наличие шторки на кабине для голосования никоим образом не влияет на соблюдение тайны голосования. Опыт проведения выборов во многих странах показывает, что на сегодняшний день, учитывая использование различных форматов голосования, шторка – это скорее анахронизм, история, нежели необходимый атрибут для проведения выборов.
Что касается проходящей избирательной кампании в Беларуси, необходимо подчеркнуть, что для обеспечения тайны голосования участковыми комиссиями будут приниматься исчерпывающие меры, направленные на реализацию этого принципа.
Во–первых, рядом с голосующим не должен находиться кто бы то ни было, за исключением особых случаев, когда, к примеру, избиратель в силу определенных причин не может самостоятельно заполнить бюллетень для голосования.
Право проголосовать имеет каждый избиратель лично, голосование за других не допускается. В Республике Беларусь исключено право голосования по доверенности, либо почтой, либо электронное голосование, в рамках которого невозможно соблюдать в полной мере тайну голосования.
Во–вторых, фото- и видеосъемка бюллетеня у нас также запрещена. В случае нарушения предусмотрено административное наказание в виде штрафа. Кстати, схожая норма реализуется во многих законодательствах мира, а в некоторых странах, к примеру, в Израиле, Польше, Великобритании, США вообще запрещено любое фото и видео на участке.
В–третьих, на избирательных участках присутствуют наблюдатели, средства массовой информации, что также способствует соблюдению требований по обеспечению тайны голосования.
Наша электоральная кампания проходит в соответствии со всеми международными требованиями и нормами, предъявляемыми для ведения подобных кампаний. Мы вышли на финишную прямую. Конечно, хочется пожелать белорусам в эти дни воспользоваться правом прийти на участок, проголосовать, проникнуться атмосферой не просто выборов, а еще и праздника. Это хорошая отечественная традиция проведения выборов. Прийти с семьей, с друзьями, сделать фото, запечатлеть это событие на всю жизнь.
Кому-то может быть удобнее проголосовать до 26 января. И у нас есть такая возможность – досрочно прийти на избирательный участок. Уверен, что многие придут и отдадут свой голос за будущее нашей страны.
Молодежь и выборы
Очень бы хотелось, чтобы наша молодежь разделяла государственную позицию относительно участия в выборах – в той части, что это не просто некая процедура, а, по сути, гражданский долг. Наряду с этим, когда мы говорим об участии молодежи в выборах, мы должны нацеливать нашу работу на формирование навыка осознанного голосования. Недостаточно просто прийти на избирательный участок – необходимо еще и изучить как минимум информацию о каждом кандидате: соответствует ли программа кандидата твоим представлениям о развитии государства или же есть какие-то вопросы.
Кроме того, у молодежи есть возможность участвовать в агитационный период во встречах с кандидатами и их доверенными лицами. И, кстати, молодежь очень активно пользуется этой возможностью. Более того, отрадно говорить, что сегодня многие проекты реализуются по инициативе самой молодежи. К примеру, марафон «Выбирай.BY», в рамках которого ребята в формате «равный обучает равного» рассказывают об особенностях проведения кампании. Активно применяется настольная образовательная игра «Выбор.BY», которая была придумана в стенах Академии управления и турниры по которой уже проходят по всей стране. Замечательно проходят дебаты по избирательной тематике. И многие другие проекты, реализуемые молодежью, подчеркивают, что ей небезразлична судьба нашей страны и та политическая кампания, которая проходит в эти дни. Символично, что впервые голосующие получат в подарок книгу «Символы суверенной Беларуси», что еще раз подчеркнет важность и значимость этого события в жизни молодых граждан Беларуси.