Главная  /  Экспертное сообщество
Интервью
29.11.2023

Анатолий Бояшов

член Научно-экспертного совета при ЦИК, аналитик Белорусского института стратегических исследований
29 ноября 2023 г.

Предотвращение иностранного вмешательства в выборы вышло на первый план во многих странах в 2023 году.

– Попытки повлиять на подготовку, проведение или итоги электоральных кампаний всегда преследуют за собой одну цель – стравливание социальных групп друг с другом в ходе бунта. При этом формы вмешательства в избирательные процессы становятся все изощреннее, – говорит эксперт. – Если раньше недоброжелатели двигали «свои» партии, то сегодня стараются продвигать «свои» избирательные комиссии или «своих» наблюдателей. А инструментами воздействия становятся срыв настоящих выборов и непризнание итогов, давление на членов избирательных комиссий, обучение организаторов выборов стандартам других стран, создание альтернативных выборов в интернете.

Из-за этого в мире повсеместно ограничивается участие иностранных организаций в национальных электоральных процессах.

– Ограничения вводятся путем создания реестров, специализированных аналитических центров, национальных хранилищ личных данных, – подчеркивает Анатолий Бояшов. – Так, в Венгрии на стадии принятия закон «О защите национального суверенитета», который введет уголовное наказание сроком до трех лет за использование иностранного финансирования в ходе выборов. В России иностранные агенты, несмотря на наличие пассивного избирательного права, не вправе быть членами избирательных комиссий, наблюдателями, не могут финансировать избирательные фонды кандидатов и партии. В Германии планируют отсекать от финансирования фонды отдельных политических партий. В Брюсселе органами Евросоюза предлагается запрет на рекламные и консалтинговые услуги из стран, не входящих в ЕС, а также запрет на политическую рекламу, таргетированную по расе, этносу, взглядам. Канада в преддверии выборов в 2025 году зачищает собственное электоральное поле путем создания реестра НКО и специальной комиссии по расследованию электоральных преступлений.

Беларусь не исключение: у нас запрещено финансирование политических партий из-за рубежа. Если такое случится, то по решению Верховного Суда их деятельность ликвидируется.

Столь пристальное внимание к вопросам электоральной безопасности, по словам политолога, связано с тремя вещами: неспокойной обстановкой в мире, политизацией цифрового пространства, космополитизацией электората.

– Растет доля политтехнологий в проецировании военной силы. По экспертным оценкам, сегодня лишь 20% всех мер, используемых для достижения военных целей, являются военными. Каждый из 65 крупных конфликтов в мире так или иначе связан с избирательными кампаниями. Так сложилось исторически, когда путем выборов государство-гегемон или корпоративный игрок приводили к власти «нужную» партию. Подобные ситуации мы имеем и сейчас, когда выборы в одной стране используются либо для дестабилизации ситуации, либо для противодействия региональной интеграции, либо для обострения двусторонних отношений с соседями, – делится Анатолий Бояшов.

Развитие технологий привело к политизации цифрового вмешательства. Так, распространенным стало воздействие на выбор избирателя путем сбора личных данных.

– Это позволяет влиять на нужных людей контекстной рекламой, фильтрацией поисковых запросов, цифровым продвижением блогеров, рекламой в социальных сетях. Классическим стал метод организации альтернативной электоральной инфраструктуры в цифровом пространстве с целью имитации деятельности государственных органов, – рассказывает эксперт. – Это приводит к снижению доверия к избирательной системе.

Кроме того, укрепление рыночных отношений и усиление миграции ведут к космополитизации электората. При этом мигрирующие из нестабильных зон люди представляют собой сплоченный электорат, вследствие чего их голосование за рубежом может влиять на итоги выборов. Маловероятно, что такие группы, находясь за рубежом, будут руководствоваться национальными интересами, подчеркивает собеседник.

Вместе с тем у борьбы с иностранным вмешательством есть обратная сторона, когда дискуссия о вмешательстве превращается в систему координат внутренней повестки.

– Это смещает фокус с внутреннего развития на внешние силы, – замечает Анатолий Бояшов. – Стоит подчеркнуть, что Беларусь уже учла этот вызов в полном объеме. Сейчас предпосылки для вмешательства устранены: конкурентная для конструктивных сил среда создана на всех уровнях. Какие из кандидатов в депутаты воспользуются этими условиями, покажет время.