Статьи
Аналитики Белорусского института стратегических исследований изучили зарубежный опыт организации экзитполов и опросов общественного мнения в ходе выборов.
Международная практика показывает, что экзитполы выступают профессиональным инструментом противодействия дискредитации результатов выборов и референдумов. По экспертным оценкам, 85 процентов от числа всех стран мира практикуют организацию опросов на выходе из участков для голосования.
Отсутствие оперативной социологической информации в день выборов ведет к повышению уязвимости избирательной системы.
Экзитполы позволяют своевременно информировать население о ходе голосования, снижать информационную нагрузку на организаторов выборов, а также создавать условия для дистанцирования избирательных комиссий от оценок до подведения итогов. Как следствие, использование опросов повышает доверие граждан к результатам выборов и референдумов.
Организация электоральных опросов в Беларуси учитывает следующие ключевые международные тенденции.
Сохранение практики ограничений на публикацию результатов
В Республике Беларусь в течение пяти дней до выборов не допускается опубликование в СМИ и размещение в Интернете результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, прогнозом их результатов.
В 70 процентах от числа всех государств мира сохраняются ограничения на публикацию результатов опросов общественного мнения, в т.ч. в Интернете и социальных сетях. За последние пять лет случаи изменения сроков носят эпизодический характер: в сторону уменьшения – в Бразилии, Сальвадоре, Тунисе, Замбии, в сторону увеличения – в Доминикане, Кыргызстане, Таиланде.
В регионе Европы среднее количество дней перед выборами, когда нельзя опубликовывать результаты опросов, составляет около 4 дней. Для сравнения: самые большие ограничения – 15 дней – введены в Греции, Италии и Словакии. Длительные сроки – 30 дней – предусмотрены в Анголе, Гондурасе, Кыргызстане, Мозамбике.
Повышение требований к экзитполам
В Республике Беларусь к организаторам экзитполов предъявляются высокие профессиональные требования. Для получения соответствующей аккредитации необходимо наличие опросной сети интервьюеров, апробированной методологии, профессиональной квалификации сотрудников, длительного опыта работы на местах. В число наиболее активных организаторов опросов и экзитполов входят аналитический центр «ЭкооМ», Центр социально-гуманитарных исследований БГЭУ, Институт социологии НАН Беларуси. Опросы на выходе из участка для голосования проводятся, как правило, на президентских выборах.
В мире наблюдается тенденция повышения требований к организациям по изучению общественного мнения в ходе выборов. Имея возможность соотнести выбор граждан с их демографическими и социальными показателями, а также географией участков, заказчики экзитполов получают важную информацию о распределении общественных предпочтений. Организации, ответственные за опросы на участках, должны получать дополнительную аккредитацию, а иностранное финансирование таких организаций все чаще попадает под законодательные запреты. При этом степень ответственности организаций остается высокой. Например, нарушение запрета на публикацию результатов экзитполов в Германии влечет штраф в размере до 50 тысяч евро.
Доступ к стратегической информации об электоральных настроениях обусловил практику ограничения числа организаций, участвующих в экзитполах. В 60 процентах от общего числа стран мира количество организаций по опросам на участках не превышает пяти. Работа нескольких организаций позволяет повышать объективность путем перекрестной проверки за счет разнообразия форм собственности (частный сектор, научная организация, образовательное учреждение). Это снижает вероятность использования экзитпола в качестве инструмента политической борьбы.
Диверсификация методов
Международная практика свидетельствует о развитии комплексной методологии проведения опросов до выборов, в день голосования и после волеизъявления граждан. Причина в том, что все больше людей в мире, по разным оценкам от 50% до 75% участвующих в голосовании, предпочитают голосовать в рамках досрочного голосования лично, по почте либо электронным голосованием, а это снижает контролируемость выборки.
Наибольшую эффективность показывают методологии, включающие разнообразные методы опросов: уличные, телефонные, поквартирные, в т.ч. с использованием цифровых технологий. Вместе с тем, по экспертным оценкам, доверие к результатам уличных «бумажных» экзитполов выше, чем к онлайн-опросам. В 2022 году лишь 30 процентов европейских стран использовали цифровые технологии в качестве основы для проведения опросов. Все большее значение имеет соотнесение результатов экзитполов не с онлайн-опросами, а с результатами мониторинга медиапространства и обезличенного сетевого анализа социальных сетей.
Предотвращение вмешательства в выборы
В мировой практике экзитполы используются для предотвращения дискредитации результатов выборов и референдумов. Официальные опросы выполняют профилактическую функцию в тот момент, когда организаторы выборов еще не вправе публиковать результаты. Распространение получила практика приглашения иностранных экспертов, что повышает авторитетность, позволяет совершенствовать методологию исследований.
Зарубежный опыт свидетельствует о распространении технологий по дискредитации избирательных систем. Если ранее были популярны информационные вбросы под прикрытием смс- и телефонных опросов, осуществляющихся с территории иностранных государств, то сегодня практикуются частные онлайн-опросы и псевдоголосование в Интернете.
По экспертным оценкам, отсутствие оперативной социологической информации в день выборов ведет к повышению уязвимости избирательной системы. Вмешательство, как правило, осуществляется через
т.н. «альтернативные» экзитполы, преследующие цель дискредитации результатов выборов. С точки зрения техники, используются «направленные вопросы»: вместо получения информации о демографических показателях интервьюер направляет мнение респондента в сторону негатива. Манипуляция видна лишь профессионалам: в таких псевдоисследованиях не контролируется выборка, невозможно соотнести респондентов с генеральной совокупностью, и как следствие, определить запросы граждан.
***
Сегодня экзитполы представляют собой распространенный инструмент получения социологической информации. Основное достоинство таких опросов заключается в возможности «дотянуться» до граждан, которые не просто намерены пойти на участок, но уже сделали это и проголосовали на выборах. Для социологических служб это возможность замерить расхождение между намерениями людей и их реальными действиями.
Для СМИ это возможность оперативно получить информацию с целью информирования населения. Метод позволяет определить точный социальный портрет избирателя, что актуально и для субъектов политической борьбы: кандидатов в депутаты и политических партий. Эти достоинства «перевешивают» факт повышенной стоимости экзитполов в сравнении с другими видами опросов.
Несмотря на востребованность у экзитполов есть и ограничения. Опрос на выходе из участка для голосования базируется на гипотезе о том, что респондент склонен отвечать правдиво, так как уже сделал свой выбор. Сегодня это методологическое ограничение становится существенным. Зарубежный опыт показывает, что для людей по-прежнему важна тайна голосования, а люди все более склонны дистанцироваться от участия в опросах, причем не только через отказ от участия в опросе, но и через сообщение обобщенной информации. Распространение телефонного мошенничества негативно сказалось на доверии граждан, даже несмотря на анонимный характер уличных экзитполов. Все это делает востребованным изменение подхода и совершенствование комплексной методологии опросов в ходе избирательной кампании.