Главная  /  Экспертное сообщество
Статьи
16.04.2025

Алексей Авдонин

аналитик Белорусского института стратегических исследований

Организа́ция по безопа́сности и сотру́дничеству в Евро́пе (ОБСЕ; англ. Organization for Security and Co-operation in Europe, OSCE межгосударственное региональное политическое объединение. Действует на основе концепции всеобъемлющей безопасности, подразделяемой на военно-политическое, экономико-экологическое и гуманитарное измерения (т. н. корзины).

Признана в качестве регионального соглашения в соответствии с главой VIII Устава ООН. В отличие от других международных организаций, не имеет целостного учредительного акта и в юридическом смысле не является субъектом международного права, а также не располагает полномочиями вступать в договорные отношения с государствами и другими субъектами международного права.

Штаб-квартира – в г.Вена. Официальные языки – английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский.

История и членство

Современное название с 1 января 1995 г. Переименована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое созывалось в различных форматах с 1973 г. и 1 августа 1975 г. утвердило Хельсинкский заключительный акт. Первоначально в организации участвовали 35 государств (Россия участвует в деятельности ОБСЕ с 1973). После распада СССР, Социалистической Федеративной Республики Югославия и Чехословацкой Социалистической Республики в 1991–2000 гг. к ней присоединились новые независимые европейские государства, а также центрально-азиатские (Казахстан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан) и закавказские (Азербайджан, Армения, Грузия) страны. В 2006 г. членом ОБСЕ стала Черногория. В 2012 г. в организацию вступила Монголия. По состоянию на 2022 г. в ОБСЕ входят 57 государств-участников; статус «партнёры по сотрудничеству» имеют 11 государств (Австралия, Алжир, Афганистан, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Республика Корея, Таиланд, Тунис, Япония).

С конца 1990-х гг. в деятельности ОБСЕ превалирует тематика защиты прав человека, поддержания демократических институтов, предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов, обеспечения мирного разрешения межэтнических и межгосударственных противоречий.

Цели ОБСЕ

Цели организации — профилактика, предотвращение и разрешение межгосударственных и внутренних, в том числе межэтнических, конфликтов и эскалаций в Европейском регионе, а также ликвидация их последствий.

ОБСЕ руководствуется концепцией «всеобъемлющей безопасности», в которой выделяет три измерения, или «корзины». Они восходят к Хельсинкскому документу.

1.                 Военно-политическое (контроль над распространением вооружений и опасных химических веществ, урегулирование конфликтов, укрепление границ, борьба с терроризмом).

2.                 Гуманитарное и человеческое (защита прав и свобод, совершенствование образования, укрепление демократии, борьба с дискриминацией, поддержка национальных меньшинств, мониторинг выборов, защита свободы прессы).

3.                 Экономическое и экологическое (содействие устойчивому росту экономики, борьба с коррупцией, повышение прозрачности и подотчетности органов власти, охрана окружающей среды).

Такой подход к безопасности объясняется тем, что нарушения политических и экономических прав приводят к напряженности, которая потенциально может обернуться вооруженной эскалацией.

Кроме того, права человека, по замыслу ОБСЕ, не входят в исключительную компетенцию национальных государств, поэтому в случае их грубого нарушения так называемый Московский механизм допускает создание специальной миссии экспертов даже без одобрения страны, где наблюдаются такие эпизоды. Всего на июль 2024 года его задействовали 15 раз.

Структура

Специфика ОБСЕ заключается в том, что организация функционирует только как политическое объединение: у нее нет учредительного документа и международно-правового статуса, ее решения необязательны для стран-участниц. В то же время ОБСЕ обладает всеми атрибутами международной организации. В ее разветвленной структуре выделяются руководящие и исполнительные органы, а также полевые операции.

Согласно Парижской хартии для новой Европы, принятой на встрече на высшем уровне в Париже (19-21 ноября 1990), высшим директивным органом ОБСЕ является непериодическое совещание глав государств и правительств (саммит ОБСЕ), которое проводится по договоренности стран.

С инициативой проведения встречи может выступить одно или несколько государств, ее время и место утверждаются решением Постоянного совета или Совета министров иностранных дел государств-участников (СМИД) на основе консенсуса. Всего проведено 7 саммитов (последние – в Стамбуле в 1999, в Астане в 2010). СМИД является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ, созываемым раз в год в стране, председательствующей в ОБСЕ. Дополнительные встречи, включая неофициальные, могут проводиться в любое время. Состоялось 27 заседаний СМИД (последнее – в г. Тирана в декабре 2020).

Саммиты и СМИД проводят обзор деятельности ОБСЕ, определяют политические приоритеты, принимают решения по ключевым аспектам деятельности организации.

С 1993 г. функционирует Постоянный совет – руководящий орган ОБСЕ для политических консультаций и принятия решений; заседает еженедельно в г. Вена на уровне постоянных представителей государств-участников. Коллективные директивные органы ОБСЕ принимают решения на основе консенсуса, которые носят политически (не юридически) обязывающий характер.

Ежегодно одно из государств-участников председательствует в ОБСЕ под руководством министра иностранных дел этой страны в качестве действующего председателя (ДП). ДП отвечает за координацию действий и проведение консультаций по текущим делам ОБСЕ.

Административным обеспечением деятельности ОБСЕ занимается Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем (назначается СМИД на 3 года; с декабря 2024 года Феридун Х. Синирлиоглу (Турция) является восьмым Генеральным секретарем ОБСЕ). Генеральный секретарь оказывает экспертное и аналитическое содействие ДП, а также уполномочен делать заявления от имени ОБСЕ.

Справочно. Феридун Х. Синирлиоглу (Турция) является восьмым Генеральным секретарем ОБСЕ, назначенным в декабре 2024 года. До своего назначения Синирлиоглу занимал должность Постоянного представителя Турции при Организации Объединенных Наций (ООН) с 2016 по 2023 год. В 2023 году он также был назначен Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем Специальным координатором ООН по независимой оценке в соответствии с резолюцией 2679 (2023) Совета Безопасности ООН. Он также занимал должности министра иностранных дел Турции во временном правительстве 2015 года и постоянного заместителя секретаря Министерства иностранных дел Турции с 2015 по 2016 год и с 2009 по 2015 год. Синирлиоглу получил степень доктора философии в Школе политических наук и международных отношений Университета Богазичи в Стамбуле и степень бакалавра на факультете политологии Университета Анкары.

В 1991 г. основаны Бюро по свободным выборам (с 1992 – Бюро по демократическим институтам и правам человека), которое призвано оказывать поддержку в формировании демократических институтов и укреплении гражданского общества, содействовать проведению выборов, а также наблюдать за национально-избирательными процессами; Центр по предотвращению конфликтов и Парламентская ассамблея (первое заседание состоялось 3-5 июля 1992 в Будапеште). В 1992 г. учреждена должность верховного комиссара по делам национальных меньшинств, назначаемого с 2017 г. на 3-летний срок (до этого комиссары могли занимать должность более длительный срок), в 1997 г. – представителя по вопросам свободы СМИ.

С принятием на саммите в Хельсинки (9-10 июля 1992) документа «Вызов времени перемен» в основном завершилось формирование институциональной структуры ОБСЕ. В числе других важных итоговых документов: принятая на встрече в Будапеште (5-6 декабря 1994) политическая декларация «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху»; в Лиссабоне (2-3 декабря 1996) – декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века»; в Стамбуле (18-19 ноября 1999) – «Хартия европейской безопасности». На саммите в Астане (1-2 декабря 2010) принята юбилейная декларация «На пути к сообществу безопасности», которая провозглашает задачу сформировать «сообщество безопасности», свободное от разделительных линий, конфликтов и зон с различным уровнем безопасности.

 Бюджет ОБСЕ

Ежегодный бюджет организации — примерно €140 млн. Он складывается из отчислений государств-участников на основе шкал взносов. 30% расходов совокупного бюджета приходилось на деятельность Секретариата, 16% — институтов, 34 и 15% — на полевые миссии в Юго-Восточной Европе и Центральной Азии соответственно.

Миссии ОБСЕ

Созданы для оказания содействия правительствам принимающих государств по их просьбе или с их согласия. На Балканах действуют 6 миссий: присутствие в Албании, миссии в Боснии и Герцеговине, Сербии, Косове, Черногории, Северной Македонии; на Кавказе – личный представитель главы ОБСЕ по Нагорно-Карабахскому конфликту (Тбилиси); в Восточной Европе – миссия в Молдавии. В Центральной Азии – 5 полевых присутствий: центр – в Ашхабаде, программные офисы – в Астане, Бишкеке и Душанбе, координатор проектов – в Узбекистане.

ОБСЕ и Республика Беларусь

Республика Беларусь является государством-участником ОБСЕ
с 30 января 1992 г. Начиная с 1992 года в г.Вене (Австрия) действует Постоянное представительство Республики Беларусь при ОБСЕ. Беларусь активно участвует в работе основных и вспомогательных органов ОБСЕ – Постоянного совета (ПС) и его комитетов, Форума по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ), а также Совместной консультативной группы (СКГ) и Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН) – переговорных органов по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Договору по открытому небу (ДОН), соответственно. С января по апрель 2020 года Беларусь председательствовала в ККОН; с апреля по август 2022 года Беларусь председательствовала во ФСОБ.

В рамках ОБСЕ Беларусь поддерживает деятельность по противодействию комплексным транснациональным вызовам и угрозам, включая борьбу со всеми формами торговли людьми. Знаковым мероприятием в этом контексте стала международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху», проведенная в г.Минске (9-10 октября 2018 г.) под эгидой ОБСЕ.

Беларусь последовательно выступает за повышение потенциала ОБСЕ в области урегулирования конфликтов, восстановление доверия в регионе ОБСЕ. Один из наших несомненных приоритетов – скорейшее разрешение конфликта в и вокруг Украины. В этих целях Беларусь оказывала необходимое содействие, в том числе, в 2014-2021 гг., путем предоставления площадки для проведения заседаний Трехсторонней контактной группы по Украине, поддержки деятельности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине.

Среди приоритетов Беларуси в рамках ОБСЕ – наращивание усилий по противодействию нетерпимости, дискриминации, борьбе с проявлениями ксенофобии и неонацизма; продвижение экономической взаимосвязанности на пространстве ОБСЕ, содействие взаимосвязанности в развитии цифровых экономик и обществ, развитие человеческого капитала. Первостепенно важным видится продвижение на площадке ОБСЕ тем с наибольшим объединительным потенциалом и межизмеренческим охватом.

Делегация Национального собрания Республики Беларусь принимает участие в работе Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ. По инициативе Беларуси были одобрены резолюции Ассамблеи по тематике борьбы с торговлей людьми, новых и возобновляемых источников энергии, «зеленой» экономики, защиты и продвижения социально-экономических прав, реагирования на появление новых психоактивных веществ, цифровой экономики в регионе ОБСЕ, стратегического прогнозирования в областях науки, технологий и инноваций для устойчивого развития.

В июле 2017 г. ежегодная сессия ПА ОБСЕ впервые прошла в г.Минске. Мероприятие открыл Президент Республики Беларусь. В апреле 2019 г. в г.Минске состоялась международная парламентская конференция Группы поддержки Шелкового пути ПА ОБСЕ «Один пояс, один путь: углубление сотрудничества во имя устойчивого развития и процветания», организованная по инициативе Национального собрания Республики Беларусь. По итогам конференции была принята Минская декларация.  Белорусские представители работают в Секретариате, институтах и полевых миссиях ОБСЕ.

Беларусь осуществляет взаимодействие с профильными институтами ОБСЕ – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Представителем по вопросам свободы СМИ, а также Секретариатом ОБСЕ, включая Координатора экономической и экологической деятельности и Спецпредставителя/Координатора ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми.  В ходе последнего заседания Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ (30 ноября – 1 декабря 2023 г., г.Скопье, Северная Македония) Беларусь поддержала Россию в продвижении совместного заявления группы стран-членов ОДКБ «О текущей ситуации на пространстве ОБСЕ в сфере безопасности», в котором заявлено о важности сохранения ОБСЕ как регионального форума, действующего на основе принципов консенсуса и суверенного равенства государств, и о необходимости повышения эффективности деятельности организации.

Критика ОБСЕ

В марте 2014 года начала свою работу специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ по урегулированию ситуации на Украине. В задачи миссии входило наблюдение за ходом конфликта между ополченцами Донбасса и военными Украины, объективная оценка происходящего, а также усилия по налаживанию диалога между сторонами. Россия много раз критиковала работу миссии за предвзятость. В марте 2022 года, после начала специальной военной операции России на Украине, СММ была закрыта. В ноябре официальный представитель МИД России Мария Захарова обвинила организацию в намеренном искажении событий и скрывании военных преступлений Киева. По словам Захаровой, сотрудники миссии передавали информацию о позициях Народной милиции ДНР и ЛНР украинской стороне для корректировки огня.

19 июня 2024 года Комитет Госдумы по международным делам подготовит постановление о прекращении участия России в деятельности Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ). Соответствующее поручение дал председатель нижней палаты Вячеслав Володин. Также Россия больше не будет платить взносы в эту организацию.

Володин заявил, что Россия не может мириться с ситуацией, когда ей не дают высказать свою позицию в рамках ПА ОБСЕ, и впредь не будет «финансировать этот шабаш». Ответственность за данное решение он возложил на «Вашингтон и Брюссель». «Их действия в ОБСЕ приведут к конфликту внутри самой Европы. Отсутствие диалога ведет к отсутствию доверия. <…> Закончится это плохо», — предупредил Володин. В свою очередь глава делегации России в ПА ОБСЕ Толстой заявил, что диалог на этой площадке «практически прекращен», а все обсуждения «носят открыто русофобский характер». «Наша делегация в них участвовать не может — нам просто отказывают в визах. Так произошло и сейчас, накануне летней сессии в Бухаресте. <…> Делается это нагло, с нескрываемой ненавистью», — отметил депутат. Толстой также обвинил ПА ОБСЕ в нарушении регламента «с целью протаскивания антироссийских решений» и оскорблениях при попытке Москвы представить свое видение войны в Украине. В заключение депутат предложил приостановить участие в организации и уплату взносов.

С похожим заявлением выступил первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Он обвинил ПА ОБСЕ в «тотальной украинизации повестки» и «целенаправленной реализации антироссийского курса». Сенатора поддержала спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которая назвала ассамблею «полностью ангажированной».

Ситуацию прокомментировала официальный представитель МИД России Мария Захарова: «Последним показательным случаем стал бесцеремонный отказ властей Румынии выдать визы всей нашей делегации для участия в ежегодной сессии ПА ОБСЕ в Бухаресте».

17 января 2025 года Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе отказалось наблюдать за выборами президента в Республике Беларусь. Мнимой причиной отказа в организации назвали сроки поступившего из Минска приглашения.

27 январе 2025 года МИД России осудил заявления представителей Евросоюза и ОБСЕ, назвавших голосование в Республике Беларусь фиктивным. Как отметили в ведомстве, выражающие осуждение не присутствовали на выборах, поэтому их слова противоречат «не только профессиональной этике, но и здравому смыслу».

30 января 2025 Председатель ЦИК Игорь Карпенко в проекте телеканала ОНТ "Марков. Ничего личного" дал оценку заявлениям БДИПЧ ОБСЕ. "Я бы привел фразу из знаменитого мультфильма про Винни-Пуха: "Я долго думал и наконец понял, что это неправильные пчелы. Во-первых, никто не наделял эту организацию исключительностью оценки выборов в каких-либо странах. Эти заявления, что Беларусь лишилась независимой оценки… Не соглашусь, ведь у нас были 486 международных наблюдателей, включая две серьезные международные организации, такие как СНГ и ШОС, ОДКБ, Панафриканский парламент, - отметил Игорь Карпенко. - Нам могут сказать, мол, в Европе истинная демократия, отличная от нашей. Но тогда возникает вопрос: а кто вас уполномочил давать такие оценки? Может быть, принимались решения на уровне глав государств, они ратифицировались национальными парламентами? Ничего же подобного не было. И чем они руководствуются в этих оценках?". "В рамках СНГ есть Конвенция о стандартах демократических выборов, мы ее придерживаемся. Она была не просто подписана главами государств, а ратифицирована национальными парламентами наших государств, то есть приобрела силу законодательного акта, международного договора, который мы применяем и при оценке выборов, и при оценке нашего избирательного законодательства. Когда мы его корректируем, мы соотносим эти вещи и анализируем, - дополнил он. - А на Западе пользуются исключительно методичками, которые написали для каждой страны, причем разными. Поэтому сегодня этой организации, чтобы уйти от характеристики "неправильные пчелы", надо сесть за стол переговоров, обсудить методологию оценки выборов, принять взвешенные решения и применять эту методологию для всех стран без исключения, независимо от того, Беларусь это или Великобритания, США или Германия, Казахстан, Узбекистан или Молдова. Надо четко выработать подходы. Но, к сожалению, пока этого нет".

Председатель ЦИК Игорь Карпенко заявил, 30 лет после избрания Президента суверенного государства нам извне постоянно навязывали тезис об ущербности нашей избирательной системы. Говорили, что у нас все не так. И на этих президентских выборах опять звучали вопросы, например о шторках. Но я хочу задать встречный вопрос: а где такие шторки есть в этих системах, которые нам все указывают, что и как делать?

Не стала исключением и эта электоральная кампания, оценку которой Запад дал еще до ее проведения. Кто хотел увидеть, что реально произошло, тот увидел. А кто не хотел этого делать, тот мыслил штампами и давал соответствующие оценки. Сейчас, выезжая в различные страны, где проводятся электоральные кампании, например в Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, - где бы мы ни были, все равно ОБСЕ обязательно применяет эти штампы. Мол, не было политической конкуренции и так далее. Они сами же себя "палят" этими формулировками. Допустим, если мы были в Азербайджане, где на 127 мест в парламенте претендовали 912 человек, то, конечно, они были конкурентны. Но с точки зрения ОБСЕ те партии, которые они с Запада подкармливали, финансировали и прочее, они либо не участвовали, либо проиграли, то понятно, что политической конкуренции для них нет", - подчеркнул глава ЦИК.

"Поэтому я к этим штампам уже отношусь очень спокойно и сдержанно. Мы делаем выбор для своей страны, для своего народа. И оценку им должен давать исключительно белорусский народ и наши национальные наблюдатели", - дополнил Игорь Карпенко.

В феврале 2025 года директор Департамента европейских проблем Министерства иностранных дел (МИД) России Владислав Масленников заявил, что ОБСЕ не смогла содействовать урегулированию украинского кризиса еще на раннем этапе из-за нежелания большинства членов организации. Организация [ОБСЕ] с задачей [урегулирования конфликта на Украине] не справилась. Сейчас понятно, что иначе быть не могло, поскольку часть государств ОБСЕ была категорически не заинтересована в мирном исходе. При этом Россия еще в марте 2014 года согласилась на создание Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, причем она стала крупнейшим в истории полевым присутствием организации. Тем не менее миссия постоянно закрывала глаза на преступления украинских властей и саботаж мирного процесса. Именно это, по словам Масленникова, ОБСЕ продолжает делать в отношении Украины в настоящий момент.

По мнению Масленникова, ОБСЕ на данный момент выглядит как тяжело больной, который нуждается в лечении. Для достижения результатов как в урегулировании конфликта на Украине, так и при решении других общеевропейских проблем ОБСЕ нужна коллективная воля. Необходимо учитывать мнение всех 57 членов организации, а не только стран Европейского союза (ЕС) или США.

20-21 февраля 2025 делегация Национального собрания Беларуси в ПА ОБСЕ под руководством председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Сергея Рачкова приняла участие в 24-м зимнем заседании Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Вене (Австрия). Минск рассматривает взаимоуважительный диалог как единственный путь для сближения позиций и поиска совместных решений возникающих проблем, заявил член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Олег Руммо на заседании Общего комитета ПА ОБСЕ по экономическим вопросам, науке, технологии и окружающей среде.

"Размышляя над заявленной сегодня темой "Продвижение общего подхода ОБСЕ по укреплению экономической и экологической безопасности", хотел бы заострить внимание коллег на факторе, который в существенной мере препятствует укреплению этой безопасности, тормозит экономический рост и устойчивое развитие в регионе ОБСЕ. Это санкции и односторонние принудительные меры, - сказал Олег Руммо. - В последние годы Беларусь подвергается беспрецедентному массированному внешнему давлению с применением широкого спектра дискриминационных мер. Позиция нашей страны в отношении таких мер была и остается неизменной: санкции незаконны с точки зрения международного права и Устава ООН. Они противоречат основным принципам ОБСЕ, наносят ущерб экономическим интересам и благополучию государств и народов и не способствуют разрешению противоречий и решению острых проблем. Напротив, они лишь усугубляют их".

К сожалению, сегодня мы остаемся свидетелями углубления разделительных линий на пространстве ОБСЕ и применения мер экономического принуждения, противоречащих нашим общим обязательствам, отметил парламентарий. "В этом контексте хотели бы обратить внимание на действия Еврокомиссии в 2024 году по введению фактически запретительных пошлин на белорусскую и российскую сельскохозяйственную продукцию при их импорте в страны Евросоюза. Эти действия, очевидно, идут вразрез с принципами и обязательствами ОБСЕ, - подчеркнул он. - Беларусь еще раз обращает внимание на эту проблему и призывает государства-участники ОБСЕ отказаться от использования односторонних принудительных мер, противоречащих ее духу и принципам. Минск рассматривает взаимоуважительный диалог как единственный путь для сближения позиций и поиска совместных решений возникающих проблем".

Олег Руммо отметил, что со своей стороны Беларусь готова вносить свой вклад в решение мирового продовольственного кризиса, всецело поддерживает усилия, направленные на развитие и задействование значительного потенциала ОБСЕ для укрепления нашей общей безопасности".

Таким образом, ОБСЕ не обладает полномочиями по указанию суверенным странам как проводить выборы, не имеет полномочий критиковать ход проведения выборов, оспаривать или ставить под сомнение результаты выборов. ОБСЕ не наделена правом исключительности оценки выборов в каких-либо странах. Решения ОБСЕ необязательны для стран-участниц. Санкции идут вразрез с принципами и обязательствами ОБСЕ. Нам извне постоянно навязывали тезис об ущербности нашей избирательной системы, однако – это лишь пропаганда наших оппонентов. Мы делаем выбор для своей страны, для своего народа. И оценку им должен давать исключительно белорусский народ и наши национальные наблюдатели.