Кандидатов в депутаты от политических партий выдвигают руководящие органы организационных структур в следующем порядке:

 •  областные – в областной Совет депутатов;
 •  Минские городские – в Минский городской Совет депутатов;
 •  районные – в районный Совет депутатов, в городской (города районного подчинения), поселковый, сельский Совет депутатов;
 •  городские (городов областного подчинения) – в городской (города областного подчинения) Совет депутатов;
 •  городские (городов районного подчинения) – в городской (города районного подчинения) Совет депутатов;
 •  первичные организации, созданные на территории городов районного подчинения, поселков, сельсоветов – в городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы депутатов.

Общие требования к выдвижению кандидатов в депутаты политической партией:

1) политическая партия должна быть зарегистрирована Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, ее организационная структура зарегистрирована (поставлена на учет) до назначения выборов;
2) политическая партия вправе выдвигать кандидатов в депутаты только из числа своих членов;
3) политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по одному кандидату в депутаты.

В протоколе заседания руководящего органа организационной структуры (собрания первичной организации) политической партии о выдвижении кандидата в депутаты указываются:

1) наименование руководящего органа организационной структуры (первичной организации) политической партии, адрес и номер телефона;
2) дата проведения заседания руководящего органа организационной структуры (собрания первичной организации) политической партии;
3) число членов руководящего органа организационной структуры (первичной организации) политической партии;
4) число участников заседания руководящего органа организационной структуры (собрания первичной организации) политической партии;
5) результаты голосования;
6) принятое решение с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности лица, выдвинутого кандидатом в депутаты;
7) наименование и номер избирательного округа, по которому выдвинут кандидат в депутаты.


Документы могут быть поданы в комиссию лицом, выдвинутым кандидатом в депутаты, либо его представителем на основании доверенности, удостоверенной в порядке, предусмотренном пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.


Общие правила выдвижения кандидатов в депутаты избирателями в трудовых коллективах

Выдвижение кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов осуществляется трудовыми коллективами организаций, расположенных на территории соответствующего избирательного округа.
Выдвижение кандидатов в депутаты районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов осуществляется трудовыми коллективами организаций, расположенных соответственно на территории района, города, поселка, сельсовета.

Собрания избирателей в трудовых коллективах организаций по выдвижению кандидатов в депутаты могут проводиться:
 •  при выдвижении кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 150 работающих;
 •  при выдвижении кандидатов в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 75 работающих;
 •  при выдвижении кандидатов в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 20 работающих.

Кандидат в депутаты местного Совета депутатов может быть выдвинут на собрании коллектива структурного подразделения организации при условии, что количество работающих в структурном подразделении соответствует вышеуказанным требованиям.

Трудовой коллектив организации или коллективы ее структурных подразделений вправе выдвинуть только по одному кандидату в депутаты местного Совета депутатов каждого территориального уровня. Гражданин, которого трудовой коллектив организации или коллектив структурного подразделения организации выдвигает кандидатом в депутаты, может не состоять в трудовых отношениях с данной организацией.

Место нахождения организации определяется по ее юридическому адресу, а место нахождения структурного подразделения – по месту фактического расположения структурного подразделения.

Собрание (конференция) избирателей в трудовом коллективе по выдвижению кандидата в депутаты созывается администрацией организации как по собственной инициативе, так и по инициативе группы избирателей в количестве не менее 10 человек, работающих в организации.
Собрание правомочно, если в нем принимает участие более половины состава трудового коллектива организации.
Конференция в трудовом коллективе организации проводится, если созыв собрания затруднен по причинам большой численности работников, многосменности или территориальной разобщенности структурных подразделений.
Норма представительства и порядок избрания делегатов на конференцию могут устанавливаться в учредительных документах организации. Если такой порядок не установлен в названных документах, то его определяет руководитель организации или орган управления организации.
Конференция правомочна при участии в ее работе не менее двух третей делегатов, избранных в порядке, установленном трудовым коллективом.
При проведении собрания (конференции) трудового коллектива составляется список присутствующих, который подписывается председателем и секретарем собрания (конференции) и прилагается к протоколу собрания (конференции), который хранится в организации. Решение собрания (конференции) трудового коллектива принимается большинством голосов его участников.

Особенности выдвижения кандидатов в депутаты от нескольких трудовых коллективов организаций, нескольких структурных подразделений

Кандидат в депутаты местного Совета депутатов может быть выдвинут от трудовых коллективов нескольких организаций, от коллективов нескольких структурных подразделений, от трудовых коллективов нескольких организаций и коллективов структурных подразделений, если количество работающих в каждой организации, структурном подразделении меньше, чем требуется для выдвижения кандидата в депутаты. Все они должны находиться на территории соответствующего избирательного округа, района, города, поселка, сельсовета, по которому выдвигается кандидат в депутаты.

Выдвижение кандидата в депутаты от трудовых коллективов нескольких организаций, коллективов нескольких структурных подразделений, трудовых коллективов организаций и структурных подразделений может проводиться только на их общем собрании. От каждого такого коллектива должно присутствовать более половины его состава.

В протоколе собрания (конференции) трудового коллектива организации, коллектива структурного подразделения организации о выдвижении кандидата в депутаты указываются:
1) наименование организации (структурного подразделения), адрес и номер телефона;
2) дата проведения собрания (конференции) трудового коллектива;
3) число членов трудового коллектива (избранных на конференцию делегатов);
4) число участников собрания (конференции) трудового коллектива;
5) результаты голосования;
6) принятое решение с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности лица, выдвинутого кандидатом в депутаты;
7) наименование и номер избирательного округа, по которому выдвинут кандидат в депутаты.


Документы могут быть поданы в комиссию лицом, выдвинутым кандидатом в депутаты, либо его представителем на основании доверенности, удостоверенной в порядке, предусмотренном пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.



В поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов путем сбора подписей избирателей, должны быть собраны подписи избирателей, проживающих на территории избирательного округа, в количестве:
 •  не менее 150 – в областной и Минский городской Совет депутатов;
 •  не менее 75 – в районный и городской (города областного подчинения) Совет депутатов;
 •  не менее 20 – в городской (города районного подчинения), поселковый и сельский Совет депутатов.

Подписи вправе собирать только члены инициативной группы, зарегистрированной в установленном порядке.

Регистрация инициативной группы

Для регистрации инициативной группы в территориальную, окружную комиссию не позднее 14 декабря 2017 г. лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, представляются:
1) письменное заявление о регистрации инициативной группы;
2) копии страниц паспорта, подтверждающих гражданство Республики Беларусь и регистрацию на территории Республики Беларусь лица, имеющего намерение выдвинуться кандидатом в депутаты (для гражданина Российской Федерации – соответствующие копии страниц вида на жительство);
3) список членов инициативной группы в количестве от 3 до 10 человек (включая руководителя группы). Членам инициативной группы не обязательно проживать на территории избирательного округа, где будет проводиться сбор подписей.

Указанные документы могут быть поданы представителем лица, имеющего намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, на основании доверенности, которая удостоверяется в порядке, предусмотренном пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.


Направление указанных документов по почте избирательным законодательством не предусмотрено!


После регистрации инициативной группы ее членам выдаются соответствующие удостоверения и подписные листы. При необходимости допускается ксерокопирование выданных территориальной, окружной комиссией бланков подписных листов либо их распечатывание с сайта Центральной комиссии с сохранением формы и размера бланка подписного листа.


Удостоверения всех членов инициативной группы и подписные листы вправе получить в территориальной, окружной комиссии лицо, имеющее намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, или руководитель инициативной группы для последующей передачи членам инициативной группы.

Отказ в регистрации инициативной группы


В Избирательном кодексе определены порядок и случаи отказа в регистрации инициативной группы.

Комиссия обязана отказать в регистрации инициативной группы, если:
1) лицо, имеющее намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, не отвечает требованиям, предъявляемым избирательным законодательством к кандидату в депутаты (например, не достиг 18 лет, имеет судимость);
2) количественный состав инициативной группы менее 3 или более 10 человек.

Комиссия вправе отказать в регистрации инициативной группы, если:
1) в состав инициативной группы включены граждане, не обладающие избирательным правом;
2) при формировании инициативной группы нарушен принцип свободного участия в выборах, т.е. граждане включены в состав группы без их согласия;
3) в других случаях нарушения требований Избирательного кодекса.

Решение территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации инициативной группы выдается заявителю не позднее чем на следующий день после принятия решения.

Порядок обжалования решения территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации инициативной группы


Решение территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации инициативной группы может быть обжаловано лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в депутаты.

Решение территориальной, окружной комиссии обжалуется в следующем порядке:
 •  городской (в городах районного подчинения), поселковой, сельской комиссии – в районную избирательную комиссию;
 •  городской (в городах областного подчинения), районной комиссии – в областную избирательную комиссию;
 •  окружной комиссии – в областную избирательную комиссию;
 •  территориальной комиссии, осуществляющей в районе города Минска полномочия окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, – в Минскую городскую избирательную комиссию.

Решение вышестоящей территориальной комиссии обжалуется в следующем порядке:
 •  районной избирательной комиссии – в районный суд;
 •  областной избирательной комиссии – в областной суд;
 •  Минской городской избирательной комиссии – в Минский городской суд.

Для подачи жалобы на решения избирательных комиссий по данной категории споров установлен трехдневный срок, исчисление которого начинается со дня принятия решения.
Порядок сбора подписей избирателей

Основные требования при сборе подписей:
 •  в подписных листах должны быть подписи избирателей, проживающих на территории избирательного округа, по которому выдвигается кандидат в депутаты;
 •  подписи в подписных листах в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в депутаты, имеют право ставить обладающие избирательным правом граждане Республики Беларусь, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь;
 •  подписной лист должен быть заполнен в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Член инициативной группы при сборе подписей должен иметь документ, подтверждающий личность, и удостоверение, выданное территориальной, окружной комиссией. Указанные документы предъявляются избирателям.

Сбор подписей избирателей может осуществляться в форме пикетирования. Получение разрешения на проведение пикетирования для указанных целей не требуется, если оно проводится в местах, не запрещенных в соответствующем решении местного исполнительного и распорядительного органа.


Ограничения при сборе подписей избирателей:
 •  в процессе сбора подписей запрещается принуждение и вознаграждение избирателей за внесение подписей;
 •  не допускается участие администрации организации в сборе подписей избирателей в рабочее время;
 •  граждане, выдвигаемые кандидатами в депутаты, не вправе привлекать лиц, находящихся у них в подчинении или иной служебной зависимости, для сбора подписей избирателей в рабочее время;
 •  не допускается проведение сбора подписей в ходе служебных командировок;
 •  члены инициативных групп не вправе при сборе подписей раздавать избирателям печатные материалы. Избирателям могут представляться только для ознакомления информационные материалы с биографическими данными лиц, в поддержку которых осуществляется сбор подписей.


Особенности при сборе подписей избирателей-военнослужащих и избирателей, проживающих в общежитии:
 •  сбор подписей у военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей. Сбор подписей проводится во внеслужебное время в месте, определенном командиром части;
 •  при сборе подписей у избирателей, проживающих в общежитии, члены инициативных групп должны соблюдать правила внутреннего распорядка общежития, предусматривающие порядок посещения общежития лицами, которые не проживают в нем.


Сведения о лице, предлагаемом для выдвижения кандидатом в депутаты, и о члене инициативной группы, собирающем подписи, должны быть внесены в подписной лист до начала сбора подписей. Указанные сведения могут быть внесены в подписной лист как рукописным, так и машинописным способом. Представление избирателям подписных листов, в которых отсутствуют эти сведения, является нарушением избирательного законодательства.

Данные об избирателе вносятся в подписные листы только рукописным способом.

Сведения об избирателе, предусмотренные в графах 1–5 подписного листа, могут заполняться избирателем, иным лицом по просьбе избирателя или членом инициативной группы, собирающим подписи.

В подписном листе должны содержаться:
1) дата подписи избирателя. В графе подписного листа «Дата подпісу выбаршчыка» указываются число, месяц и год внесения подписи словесно-цифровым либо цифровым способом. Например, 5 студзеня 2018 г, 5 января 2018 г., или 5.01.2018, или 05.01.18;
2) подпись избирателя.


Подписной лист заверяется членом инициативной группы, собиравшим подписи, который на оборотной стороне подписного листа ставит подпись и дату ее внесения, а также указывает фамилию и инициалы.

Член инициативной группы, собиравший подписи, вправе до представления подписных листов в территориальную, окружную комиссию исключить (вычеркнуть) подписи избирателей, находящиеся в подписных листах. Данное исключение письменно оговаривается, например, записью «Подпись № 12 исключена» либо «Подпись Иванова П.К. не учитывать», после чего член инициативной группы, собиравший подписи, ставит свою подпись.


Документы могут быть поданы в комиссию лицом, выдвинутым кандидатом в депутаты, либо его представителем на основании доверенности, удостоверенной в порядке, предусмотренном пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.



В законодательстве установлены определенные требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты местных Советов депутатов:
 •  гражданство Республики Беларусь*;
 •  достижение возраста 18 лет;
 •  место жительства или место работы на территории местного Совета депутатов**;
 •  отсутствие судимости.

Гражданин вправе выдвигаться кандидатом в депутаты по одному из избирательных округов в местный Совет депутатов каждого территориального уровня (в областной, районный и сельский Совет депутатов).

* Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

** Гражданин вправе выдвигаться кандидатом в депутаты местного Совета депутатов, на территории которого он не работает и не проживает, если он работает в организации, которая расположена на территории другого местного Совета депутатов, но связана с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета депутатов. Эта норма Кодекса распространяется на работников организаций, расположенных, как правило, в городах, являющихся одновременно центрами нескольких административно-территориальных единиц. Данное положение не распространяется на политические партии и общественные объединения.

Регистрация кандидатов в депутаты местных Советов депутатов осуществляется соответствующей территориальной, окружной комиссией с 9 по 18 января 2018 г. включительно.

Решение о регистрации кандидата в депутаты принимается при наличии всех необходимых документов, поступивших в соответствующую территориальную, окружную комиссию до начала регистрации.
Территориальная, окружная комиссия, установив соответствие порядка выдвижения кандидата в депутаты требованиям Избирательного кодекса, принимает решение о регистрации кандидата в депутаты. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты выдается кандидату не позднее чем на следующий день.
Территориальная, окружная комиссия в двухдневный срок после регистрации выдает кандидатам в депутаты соответствующие удостоверения.

Территориальная, окружная комиссия отказывает в регистрации кандидата в депутаты в случае (часть первая статьи 681 Избирательного кодекса):
1) несоответствия лица, выдвинутого кандидатом, требованиям, предъявляемым Избирательным кодексом, к кандидату;
2) наличия судимости у лица, выдвинутого кандидатом;
3) несоблюдения требований, предусмотренных Избирательным кодексом, к выдвижению кандидата;
4) непредставления одного или нескольких документов, необходимых для регистрации кандидата;
5) недостаточного для регистрации кандидата количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатом;
6) использования в интересах избрания денежных средств или другой материальной помощи иностранных государств и организаций, международных организаций, организаций, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства;
7) наличия в подписных листах по выдвижению кандидата в депутаты более 15 процентов недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей избирателей;
8) в иных случаях несоответствия порядка выдвижения требованиям Избирательного кодекса.

Территориальная, окружная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата в депутаты в случае (часть вторая статьи 681 Избирательного кодекса):
1) представления в декларации о доходах и имуществе не соответствующих действительности сведений, имеющих существенный характер. Разъяснение о том, какие не соответствующие действительности сведения о доходах и имуществе имеют существенный характер, дает Центральная комиссия;
2) использования преимуществ должностного положения в интересах выдвижения в случаях, указанных в части второй статьи 73 Избирательного кодекса;
3) участия администрации организации в сборе подписей, принуждения в процессе сбора подписей и вознаграждения избирателей за внесение подписи;
4) повторного нарушения лицом, выдвигаемым кандидатом в депутаты, или инициативной группой требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства о выборах, если ранее им было вынесено предупреждение.


Порядок обжалования решения территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты


Решение территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты может быть обжаловано лицом, выдвинутым кандидатом в депутаты.

Решение территориальной, окружной комиссии обжалуется в следующем порядке:
 •  городской (в городах районного подчинения), поселковой, сельской комиссии – в районную избирательную комиссию;
 •  городской (в городах областного подчинения), районной комиссии – в областную избирательную комиссию;
 •  окружной комиссии – в областную избирательную комиссию;
 •  территориальной комиссии, осуществляющей в районе города Минска полномочия окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, – в Минскую городскую избирательную комиссию.

Решение вышестоящей территориальной комиссии обжалуется в следующем порядке:
 •  районной избирательной комиссии – в районный суд;
 •  областной избирательной комиссии – в областной суд;
 •  Минской городской избирательной комиссии – в Минский городской суд.

Для подачи жалобы на решения избирательных комиссий по данной категории споров установлен трехдневный срок, исчисление которого начинается со дня принятия решения.